top

Обратная связь



А.Е.Зайцева

 

Оказание психолого-педагогической поддержки учащихся

средствами курса «Говорящие» рисунки»

А.Е. Зайцева,

Муниципальное образовательное

бюджетное учреждение

«Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова»

село Троицкое,

педагог-психолог

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой и поэтому в основную образовательную программу образовательного учреждения включена программа – формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Основными источниками психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.

Потери и неудачи, которые переживают дети, являются причиной появления различного рода психологических проблем.

Поэтому необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребёнка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях. Таким образом, формируется положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя.

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. В содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения вопрос сохранения и укрепления физического и психологического здоровья учащихся является приоритетным. Особое внимание следует продолжать уделять учащимся в кризисный период, в начальном и среднем звене школы.

Для коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков применяется арттерапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью.

Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека.

Коррекционные возможности арттерапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.

В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через рисунок, игру, музыку, сказку мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций, поэтому арттерапия является наиболее доступным методом решения данных проблем.

В связи с этим актуальным становится вопрос разработки и реализации программ, направленных на решение вышеназванной проблемы.

В содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения вопрос сохранения и укрепления физического и психологического здоровья учащихся является приоритетным. Троицкая гимназия является базовой площадкой Министерства образования культуры и науки по апробации ФГОС основного (общего) образования. В гимназии разработаны и реализуются программы внеурочной деятельности учащихся.

В рамках этой деятельности разработан курс «Говорящие» рисунки». Цель, которого оказание психологической помощи учащимся на «кризисном перекрестке», а также развитие их творческих, художественных способностей. Важным компонентом данного курса стало проведение занятий в виде различных форм арт-терапии: кляксография, рисование мыльными пузырями, точечный рисунок. Это одно из средств сближения учащихся, своеобразный мостик между учителем и учеником, это средство самовыражения и самопознания. Курс «Говорящие» рисунки»  имеет «инсайт – ориентировачный» характер и предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру ученика. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. Реализация курса подразумевает деятельность педагога, направленную на изучение (диагностику) и коррекцию психологических трудностей детей на основе проективных методик (рисуночных тестов). На таких занятиях используется музыкальное сопровождение.

Основная идея курса заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Реализация курса подразумевает деятельность педагога, направленную на изучение (диагностику) и коррекцию психологических трудностей детей на основе проективных методик (рисуночных тестов).

Курс направлен на преодоление следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников.

Включаясь в изобразительный процесс ребята узнают о своем характере, способностях, о своих отношениях с окружающими и мн. др. Кроме того тесты в рисунках – не только возможность узнать о себе что-то новое, но и способ хорошо отдохнуть, избавиться от негативных переживаний. Название программы говорит за себя: - рисунки умеют говорить! Для работы необходимы: время и карандаш.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами курса:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-        В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами курса - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 

  1. 1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятиях.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

  1. 2. Познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты курса:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Арттерапевтическое обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой стала мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Мотивация, отслеживается в начале учебного года и в конце. С детьми, у которых в результате диагностики прослеживается низкий уровень мотивации, дезадаптации, я провожу психологические занятия, а уже в конце года провожу повторное исследование. В ходе такой работы проводится сравнительный анализ.

Психологические настройки и самонастройки в  образовательном процессе гимназии рассматриваются как обязательные элементы индивидуальной педтехники учителя, и как приемы педагогической психотерапии, если они используются постоянно, целенаправленно и творчески. Использование психологических настроек решает такую проблему как снижение учебной перегрузки учащихся. С помощью настроек в образовательном процессе гимназии стали возможны достижения следующих результатов:

  • увеличение продуктивного времени урока;
  • повышение работоспособности, внимания, эффективности усвоения нового материала, креативности школьников при выполнении ими учебных заданий;
  • оптимизация психофизиологического состояния и работоспособности учителя на уроке, снижение приходящихся на него психоэмоциональных нагрузок;
  • улучшения дисциплины учащихся.

Аналогичную работу провожу по тревожности, статусной позиции и т.д. В результате таких исследований просматривается активизация внутренних стимулов учения для дальнейшего личностно – ориентированного обучения. Выявление уровня тревожности провожу по тестам  – для выявления уровня эмоционального самочувствия и самооценки.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений. Тревожность, в том числе и школьная - это один из предвестников невроза. Для выявления детей с подлинной школьной тревожностью применяются тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и тест тревожности Филлипса.

Направленность методик выбирается в соответствии с задачами психолого-педагогического сопровождения учащихся, а так же по запросу классных руководителей. По всем видам обследования проводится консультирования с педагогами или родителями. Эта работа проводится уже не первый год.

По результатам проведенных диагностик формируются коррекционные группы, в которые входят дети с низким уровнем адаптации, мотивации, высоким уровнем тревожности. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа, для оказания помощи в коррекции их отношений с взрослыми и ровесниками, и повышения личностной самооценки. На занятиях используются различные формы работы: игра, элементы тренинга, проективные методики, сказкотерапия, аудиотерапия, музыкатерапия и т.д. Дети с удовольствием посещают занятия и с нетерпением ждут следующих встреч.

Непрерывное психологическое сопровождение участников образовательного процесса гимназии находит свое отражение в интеллектуальном, творческом, нравственном развитии ученика, а, в конечном счете – в развитии здровьесбрегающей среды в гимназии.

Изучаемая литература:

  1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996.
  2. Амбросьева Н.Н. Змей Горыныч и Я (сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми). Практические рекомендации, сказки, комментарии / Н.Н. Амбросьева, Е.В. Куличковская. – Краснодар, 2002.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству: теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб., 1998.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Диагностика через рисунок в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов. – СПб.: Речь, 2005.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная психодиагностика в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А. Тихонова. – СПб.: Речь,2005.
  6. Интернет ресурсы.
  7. Королева З. «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
 
Кредит наличными в ЕкатеринбургеКредит наличными в Тюмене
bottom

Продвижение
сайта