top

Обратная связь



S.15 0069

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

И.В. Асапина, Н.А. Быкова, Н.С. Миненко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 144» общеразвивающего

вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию

воспитанников, г. Новокузнецк

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

  • Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
  • Разработка превентивных или предупредительных мер.
  • Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.

Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление. Излучения, холод и др.

Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна.

Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми. Они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитными. Печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Специалисты в области виктимологии (науке о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Ведь, по сути, они, прежде всего психологи, которые знают, что нужно детям, и предлагают им то, что они хотят получить.

Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравиться детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: “Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...”, “Пойдем, покажу тебе на чердаке котят”, “Хочешь, я тебя прокачу” и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

П.Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Наш педагогический коллектив занимаясь вопросами ОБЖ, предположил, что формирование знаний ОБЖ у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:

  1. Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения.
  2. Применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.
  3. Осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление в тесном сотрудничестве.

Эту проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.

Цели:

  1. Формирование у детей  дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
  2. Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
  3. Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Освоение знаний по ОБЖ.
  2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
  3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
  4. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
  5. Расширять и систематизировать знания  о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  6. Формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.
  7. Развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе.
  8. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка- дошкольника.

Понятие «безопасность жизнедеятельности» мы рассматриваем как составляющее общей культуры человека и подразумевающее совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека; умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.

В понятие «образовательная среда формирования безопасности жизнедеятельности» мы включаем такие аспекты, как: взаимодействие всех участников педагогического процесса, предметную развивающую среду, педагогическую технологию.

В нашем ДОУ, мы используем следующие формы организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности:  занятия; игры – занятия; беседы; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций по теме; наблюдения; экскурсии; сюжетно – ролевые игры; настольные, дидактические, подвижные игры; игры - тренинги; просмотр мультфильмов; трудовая деятельность; продуктивная деятельность; отгадывание загадок; развлечения; досуги.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение мы осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используя эту возможность, мы закрепляем представление детей о безопасном поведении, беседуем, проигрываем ситуации с ними. Можно «переиначить» эту сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности (например: «Три медведя»; «Заюшкина избушка»; «Волк и семеро козлята» и др.). Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.

Дидактические игры и пособия специально подбираем так, чтобы они помогли детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаем в различные занятия и другие режимные процессы, тем самым помогая закрепить знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Используем в работе примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения, а так же каламбуры, песни, стихи. Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учим детей правильно падать во избежание тяжелых травм. Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращаем особое внимание на меры предосторожности. Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка проводим через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.

Проводим тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ, это необходимо для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы наших педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение предметно-игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил безопасности дошкольников.

В своей работе используем вопросы типа «Что если…?», которые позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используем произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности от последствий шалостей.

Вместе с медицинской сестрой организовали с детьми игру «Юные медработники». В процессе игры дети обучаются элементарным приемам оказания первой медицинской помощи (промыть рану, приложить холод, перебинтовать и т.п.).

Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, мы выделили  ряд моментов, которые важно учитывать при ознакомление детей с основыми безопасности жизнедеятельности:

•  Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.

•  Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.

•  Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

•  В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Соблюдение указанных выше моментов способствует использование игровых методов и приемов. Особая роль отводится игровому персонажу, например – Стобед, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), «открывает» вместе с детьми правила поведения, загадывает загадки, приносит картинки и разные задания, «придумывает» стихотворения, проводит гостей в свой дом и т.п. Именно Стобед делает процесс освоения опыта безопасного поведения детьми живым; помогает им понять правила безопасности, разрешить проблемные ситуации.

Вся работа с детьми осуществляется при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами и ни в коем случае не «навязываться» ребенку. Дидактическая игра, занятие, чтение художественной литературы и т.п. начинается только с теми детьми, которые проявляют желание к сотрудничеству.

Работа с детьми начинается с уточнения и систематизации представлений об острых, колющих и режущих предметах как источниках опасности, мерах предосторожности с ними и формирования соответствующих умений, поскольку данный вид опасных ситуаций наиболее знаком дошкольникам. Самым продолжительным по времени является второй блок опасностей в быту (объекты, приводящие к ожогам, пожарам и электротравмам, и правила общения с ними).

Домашние задания помогают упорядочить «стихийное» получение детьми опыта безопасного поведения в домашних условиях. Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения.

Жизнь дается человеку только раз. Чтобы ее прожить достойно и счастливо, надо ее сохранить. Наша задача - подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.

 

Список литературы

  1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
  3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
  4. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17
  5. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.
 
Кредит наличными в ЕкатеринбургеКредит наличными в Тюмене
bottom

Продвижение
сайта