top

Обратная связь



S.15 0070

Организация театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Д.О. Щербинина, И.Р. Пешехонова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 144» общеразвивающего

вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию

воспитанников, г. Новокузнецк

Вся система предшкольного образования нацелена в первую очередь на развитие и успешную социализацию ребенка в образовательном учреждении (в детском саду, и в школе) и в семье. Одним из факторов, влияющих на формирование и, в последующем, развитие этических навыков личности ребенка, творческой одаренности, является искусство, его нравственный потенциал. Использование возможностей искусства как в целях художественно-эстетического воспитания одаренных детей, так и психо-физического оздоровления и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии – одна из задач современного детского сада.

Детство каждого человека проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника. Она имеет коллективный характер и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Театрализованная деятельность детей связана с естественным желанием ребенка войти в мир «взрослых» отношений. Детство каждого человека проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Практически все игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Поэтому особое значение в детских садах необходимо уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель социального поведения в современном быстроразвивающемся мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилам этикета, традициями.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Театрализованная деятельность дошкольника предполагает знание детьми текста литературного произведения, импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Используются атрибуты и декорации, изготовленные детьми с помощью воспитателя; звуковое, шумовое, музыкально-ритмическое сопровождение.

В драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. В тех случаях, когда дети хорошо импровизируют, изображая героя литературного произведения и ведя монолог и диалог самостоятельно, допускается пропуски текста “от автора”.

Мы начинаем с первой младшей группы, систематическую  и целенаправленную  работу  по развитию у детей интонационной выразительности речи, формированию умения имитировать жесты людей, движения животных. Читая детям потешку, драматизируя отрывок из сказки, воспитатель обязательно показывает и игровые действия, побуждая малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно.

Мы  во время самостоятельных игр детей  вносим в групповую комнату игрушки, которые напомнят им то или иное художественное произведение, вызовут желание инсценировать его. Воспитатель следит за импровизациями детей во время их самостоятельных сюжетно-ролевых игр, хвалит за удачную имитацию, подсказывает и показывает новые изобразительные решения.

Следует неоднократно в течение года показывать детям 3 − 4 лет театрализованные спектакли, подготовленные старшими дошкольниками. Всестороннему развитию детей, укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе способствуют театрализованные представления. Каждый спектакль требует длительной и тщательной подготовки. В процессе ее осуществляется отбор основных исполнителей, проводятся репетиции, в том числе продумываются и отрабатываются массовые сценки: изготавливаются маски, детали к костюмам, элементы декораций.

Мы считаем, что успех представления зачастую зависит не только от того, как оно подготовлено, от качества сценария, но и от некоторых несущественных на первый взгляд моментов. Так спектакль не следует затягивать. Оптимальное время – 25 – 35 минут.

Необходимо предусмотреть приемы, позволяющие зрителям стать активными участниками спектакля: можно предложить гостям что-то произнести вслух, спеть, похлопать в ладоши в такт мелодии и т.п.

Учить исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами.

Разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (повороты туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их; выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать рядом с собой партнеров; находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа; стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации.

В своей работе с детьми 1 младшей группы по театрализованной деятельности  мы ставим следующие задачи:

  1. Пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения.
  2. Поощрять участие детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.
  3. Обучать детей ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном зале.
  4. Закреплять представления об окружающих предметах. Дети должны уметь называть предметы театрально-игрового обучения.
  5. Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях.
  6. Развивать речь детей с помощью театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  7. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление детей.
  8. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить свое.
  9. Обучать детей сопровождать движение песенкой.

10.  Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.

11.  Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.

12.  Развивать инициативу и самостоятельность детей в драматизации.

13.  Вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.

14.  Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Наша работа состоит из следующих ступеней:

  • Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  • Игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Однотомная бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», В. Чаруши «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Однотомная игра – драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичного освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини - постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик- дедушка…», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»). Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «В лесу», «Веселые обезьянки», «Котята играют» и т.п.).

Содержание театрализованной деятельность включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, упражнения для социально-эмоционального развития детей, коррекционно-развивающие игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковая, дыхательная гимнастика, минута жалости, подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций, инсценировки песен, театральные этюды, развлечения, фольклорные праздники, изготовление декораций, изучение русских народных игр. Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно, т.е. создание предметно-развивающей среды.

Театрализованная деятельность связана с другими видами:

  1. Конструированием (изготовление элементов декорации); ручным трудом (дети могут сами изготавливать театр (пробки, спичечные коробки, папье-маше), изготовление элементарных декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо и пр.).
  2. Художественно-речевой (знакомство с литературными произведениями,  инсценирование художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания; этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью).
  3. Изобразительной деятельностью (изготовление афиш, изготовление элементов костюмов, декораций, изготовление театра игрушек (театр картинки на руке, для фланелеграфа), использование в театрализованной деятельности игрушек народных промыслов, рисование персонажей, сюжетов по просмотренным спектаклям, рисование пригласительных билетов.

В  основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать такие "чудеса" мы и собираем театральные уголки.

У нас в театральном уголке «В мире сказок» собраны разнообразные виды театров. Здесь есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец) для драматизации сказок «Колобок», «Курочка Ряба»; и персонажи к потешкам;  резиновые театры кукол для драматизации сказок «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»; настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, и др.,).

Мы так же провели конкурс среди родителей о создании картонажных театров для наших малышей. На осеннем празднике родители показали спектакль «Репка» с использованием картонажного театра. Давали поручение родителям связать перчатки, носочки, шапочки для создания театра «Веселые перчатки», «Живые носочки», «Сказочные шапочки».

Ну, и, конечно же, ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, что бы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причиненную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация).

Мы хотим видеть наших детей развитыми. Ведь каждый ребенок талантлив изначально, чем раньше начать работу с детьми по развитию способностей, с помощью театральной деятельности тем раньше проявится талант и можно его усовершенствовать и развить.

Надо сделать жизнь детей содержательной, яркой, интересной, наполнить радостью и яркими впечатлениями, а главное – опыт, полученный в театрализованной деятельности, дети могли перенести в повседневную жизнь.

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада/ Т. М. Бондаренко – Воронеж: Метода, 2013. – 256 с. - ISBN: 9785000310014, 978-5-00031-001-4.
  2. Якимова М., Бибекина О.. Региональная система дошкольного образования: Театрализованная деятельность в практике детского сада / М. Якимова, О. Бибекина; Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Институт повышения квалификации" (МАОУ ДПО ИПК). - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. - 91 с. - (Ценный педагогический опыт).
  3. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада/ Т. Н. Доронова, В.В Гербова, Т.И. Гризик и др.- М. Просвещение, 1993. - 224с.
  4. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких (театральные занятия с детьми от 1 до 3 лет) / Н. Сорокина. Л. Миланович - М.: Линка- Пресс,2009. - 224 с. - ISBN: 978-5-8252-0072-9
 
Кредит наличными в ЕкатеринбургеКредит наличными в Тюмене
bottom

Продвижение
сайта