top

Обратная связь



S.15 0065

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой стран мира (швейцарская народная игрушка -далекарлийская лошадка)

А.С. Афанасьева, О.В. Телятникова

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 144»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому

развитию воспитанников, г. Новокузнецк

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Этим объясняется необходимость формировать отвечающие современной ситуации культурные ценности и нормы. Соблюдая такие нормы повседневного поведения, обычный человек мог бы вернуть доверие к окружающему миру в целом, обрести чувство стабильности, согласия, уверенности в своем и своих детей нормальном будущем.

Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому, именно в это время важно начинать формировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию,  как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

ФГОС дошкольного образования утверждает основные принципы реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на следующих принципах ФГОС:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Задача детского сада нами видится в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности: ненасилия, уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это означает, что каждый свободен, придерживается своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а, значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Известный педагог Е.А. Флерина. утверждала, что игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции. Эти традиции определяются национальным своеобразием культуры, быта, педагогики. Народная игрушка бурит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью. Смотря на игрушку, можно сказать, что она, как сказка для ребенка.

Каждая народная кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Традиционная народная кукла на протяжении многих-многих лет практически не изменилась в своем выполнении, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Практическая деятельность ребенка - игра, занятия, выполнение определенных обязанностей - имеет важное значение для его эстетического развития. И особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественной деятельностью ребенка.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве - и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых - создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И, однако, ко всем наиболее доступным его формам можно и нужно приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка: сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Народное творчество - первооснова, на которой строится приобщение детей к искусству. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

В старшем возрасте на занятиях по продуктивным видам деятельности мы продолжаем, знакомить детей с Дымковской игрушкой. А на познавательных занятиях знакомим наших воспитанников с культурой Швеции, где их любимый сказочный герой Карлсон предлагает поиграть с национальной игрушкой Швеции далекарлийская лошадка. Многие дети заметили, что она похожа на российскую дымковскую игрушку, но дымковская сделана из глины, а далекарлийская из дерева.  Воспитатель рассказала детям, что традиция вырезать деревянных лошадок родилась в Даларне, где, начиная с XVI века, значительная часть населения работала в лесу: самыми драгоценными сокровищами, скрытыми в Даларне, издревле считались изобилующие рудниками горы и зеленые леса. Долгие зимние вечера мужское население этого района любило коротать у огня, вырезая из частей поваленных днём деревьев маленьких лошадок. Эти деревянные фигурки они затем дарили бедным детишкам, которые радовались любой возможности получить новый сюрприз.

Можно утверждать, что далекарлийские лошадки впервые вошли в историю шведского государства не позднее XVI века. Как же протекала их дальнейшая жизнь? В XVIII-XIX веках в Даларну нередко приезжали купцы — они покупали различные товары, чтобы затем выгодно перепродать их на рынках в других областях. Зачастую они приобретали и маленьких оранжевых деревянных лошадок (их они позже могли обменять на еду в разных частях Свейского королевства, где о таких игрушках ещё никто не слышал). Подобный способ оплаты использовали и местные краснодеревщики — закончив работу над стулом или кроватью, они обязательно создавали из оставшейся стружки несколько маленьких лошадок, которые впоследствии сопровождали их во всех поездках. Так далекарлийская лошадка начала свое величественное путешествие по Швеции.

Традиция раскрашивать лошадок — вернее, рисовать на них волнистые узоры — возникла относительно недавно — только в начале XIX века. Эту работу выполняли исключительно женщины, черпавшие вдохновение у лучших пейзажистов Даларны, чьи яркие тёплые краски никого не могли оставить равнодушным.

Несмотря на всё возрастающий спрос на традиционных лошадок, почти каждый производитель пытается представить свою, отличную от других, модель. Тщательно изучив рисунок на игрушке, мы сразу можем определить, откуда она родом, ведь использованные краски являются олицетворением местных национальных нарядов и гербов. Цвет, узор, материал - всё имеет значение. Некоторые лошадки могут похвастаться колючей чёрной гривой и таким же колючим хвостом, рисунок на крупе может быть вовсе не типичным для лошади - например, знаки долларов или буквы. Жителям Даларны приходит в голову новая, необычная идея, и они принимаются за работу. Как же выглядят основные представители славного далекарлийского отряда? Традиционный цвет далекарлийской лошадки яркий оранжево-красный, но они также могут быть натурального древесного цвета, белые, синие или черные.

Мы предлагаем вам принять участие в увлекательном занятие – росписи далекарлийской лошадки. Предлагаем взять заготовку лошадки и раскрасить ее в красный цвет. После высыхания, краски, можно будет нанести оригинальный орнамент. У каждого  участника процесса он будет свой.

Игра в народные игрушки поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка.

 

Список литературы

1.  Сайт Мастерской ремёсел по дереву. STH Bygg. г. Свэрдшё.

2.  Сайт ремёсел города Рэттвик.

3.  Сайт ПрозаРу. Julregn, 2005.

4.  Сайт фабрики «Grannas A Olsson Hemslöjd AB», Нуснес, Швеция.

5.  Сайт Nordic Design.

6.  Highway Highlights. Сайт придорожных достопримечательностей.

7.  Живой Журнал «Кукольник». Процесс изготовления даларнской лошадки 24 декабря 2007г.

8.  Даларна. Официальный информационный сайт Швеции по туризму.

9.  «Где водится далекарлийская лошадка?» Живой журнал «Home is in the kitchen». 24 февраля 2013 г.

  1. «История далекарлийской лошади» Мастерская города Линдсборга, США
 
Кредит наличными в ЕкатеринбургеКредит наличными в Тюмене
bottom

Продвижение
сайта