top

Обратная связь



S.15 0066

Детская мастерская «Простодушные  поделки»

Т.А. Табатчикова,  А.В. Татарчук

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 144» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию

воспитанников, г. Новокузнецк

Что может быть интереснее и полезнее творческого процесса! Всем известно, что детская игра и творчество способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию малыша. Творчество – это не только создание поделок или, к примеру, постановка спектаклей. Творчество проявляется во всем: в приготовлении пищи, в расстановке сувениров на полке, в выборе одежды для прогулки… Это процесс создания нового, неважно, на что нацелен процесс, главное – насколько он интересен, и каким будет результат. Когда малыш будет принимать участие в любой увлекательной деятельности и видеть, что получилось в итоге – он непременно загорится изнутри и захочет попробовать сделать что-то еще. Так и зародится в нем любовь к творчеству.

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

Дети  делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки. Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности  детей  проявляются уже в дошкольном  возрасте. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное ДТ отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. По мнению Л.С. Выготского и Б.Г. Ананьева различные виды художественного ДТ имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду художественного творчества меняется. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное ДТ создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

На каждом этапе роста и развития у малыша появляются новые возможности и интересы. В творческой деятельности ребёнка Л.С. Выготский выделяет три основных этапа:

  1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
  2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
  3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Изготавливая что-то своими руками, дети познают мир, как предмет, который создают сами, а не пользуются им. Неважно из какого материала они выполнены, как правильно или сделаны с погрешностями. Огромное значение для ребёнка имеет сам процесс создания. Дети очень увлекаются лепкой, аппликациями или рисованием. Никогда нельзя запрещать проявляться творческим способностям, им необходимо помогать совершенствоваться.

В каждом нашем ребенке живет маленький или большой Создатель, Творец, Генератор уникальных идей. Но для того, чтобы он мог проявить себя, нужно с раннего детства установить с ним контакт. И в наших с вами силах помочь малышу выпустить на волю его творческое начало. Для чего человеку творчество? Или как сегодня модно говорить: зачем человеку креатив? Когда человек творчески подходит к выполнению задания, то работа сама по себе дает много радости человеку, а идеи оказываются настолько свежими и интересными, что не за горами и повышения с высокой зарплатой.

Но развивать способность творчески нужно с самого детства, чтобы потом не загонять свое мышление в строгие рамки.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности было отмечено, что воображение, внимание, любознательность развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя.

Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Простодушные детские поделки, созданные неумелыми ручками, стремительно уходят в прошлое вместе с другими уютными приметами патриархального праздничного быта: пышными пирогами, натуральными елками, долгими неспешными застольями…

Дети ведь знают, как приятно получать подарки, но дарить их не менее приятно! Ведь что может быть лучше, когда все вокруг счастливы!

Стоит ли дарить маме на 8 марта или дедушке на день рождения самодельную  открытку? Ведь кривоватые аппликации и фигурки из пластилина лишь пылятся потом по углам, никак не вписываясь в элегантный интерьер современной квартиры. Так, может, и не тратить силы и время на изготовление неуклюжих сувениров? Но нет! Подарок своими руками особый, - в него вложена частичка души дарителя.

Уже не один год в нашей группе существует традиция поздравления родных, близких, друзей подарками, сделанными своими руками. И мы с уверенностью можем сказать, что в  процессе изготовления сувениров-подарков создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. На этой основе у детей развивается творческое воображение.

Именно при изготовлении подарков у педагогов появляется возможность познакомить детей с различными материалами и техниками, такими как – квиллинг, торцевание, декупаж, ассамбляж… Но самое главное у ребенка формируется умение поставить себя на место другого, представить себе, что именно порадует другого человека, а это величайшее искусство, овладев которым, ребенок сможет избежать многих проблем и разочарований.

Работу по изготовлению подарков мы начинаем уже с младшей группы. Используем различные техники, рисования, аппликации, лепки и пластилинографии. Начинаем с праздников Новый год, 8 марта, 23 февраля и Дня победы. К старшему дошкольному возрасту список праздников уже по инициативе детей значительно расширяется. Дети с удовольствием делают подарки друг другу своими руками. И что более всего радует – родители подхватили наше увлечение и на День воспитателя мы получили не банальный набор – конфеты, цветы, а море разнообразных подарков – это и объемные открытки, и даже букеты из бабочек.

Мы заранее обсуждаем с детьми, что именно может понравиться папе, умилить бабушку, удивить дедушку, развеселить сестренку. Предлагаем вспомнить, какой характер у каждого из домочадцев, каковы их вкусы, чем они увлекаются. Очень важно научить ребенка не переносить собственные желания на близких.

Поздравление – важнейший коммуникативный навык, и нужно сделать все возможное, чтобы ребенок сумел им овладеть. Наши дети знают: поздравление – это не просто формула вежливости, но еще и проявление любви и уважения, без которых подарок просто обесценивается. Уже с младшего дошкольного возраста мы знакомим детей с  коммуникативными формулами. Для этого используем ролевые игры: что скажет зайка, придя к мышке на день рождения? Не обидится ли лисичка на медвежонка, если он сунет ей, не глядя, подарок, что-то невнятно буркнув? Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью. А самым робким предлагаем спрятаться за ширмой и надеть на руку куклу-перчатку.

Умение планировать свое время и доводить начатое дело до конца – важнейший навык, которым дошкольник обязательно должен овладеть до поступления в первый класс. И подготовка праздничных подарков – отличный способ этому научиться. Ведь чтобы не оплошать в праздник, нужно начать готовиться к нему… ну, как минимум до его начала.

Далеко не всем детям нравится мастерить самодельные сувениры. Не надо делать это через силу, превращая радость в «обязаловку». Изготовление подарков проводится в вечернее время, небольшими подгруппами «по интересам». Такая форма работы позволяет индивидуализировать как сами подарки, так и процесс их изготовления.

Созданию простодушных детских поделок является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя; благодаря работе с разнообразными материалами, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а также они в процессе изготовления различных поделок развиваются; дети становятся более организованными, внимательными, самостоятельными, творчески подходят к продумыванию будущей поделки. Возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлению группы. Можно с уверенностью сказать, что детская кропотливая работа над созданием подарков к праздникам благотворно влияет на развитие творческих способностей детей, а также личностных качеств.

Список литературы

  1. Борзова, В.А., Борзов, А.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара, 1994.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. Для учителя / Л.С. Выготский. - М., 1991.
  3. Калугин, Ю.Е. Творческое воображение и его развитие: Учеб. Пособие / Ю.Е. Калугин. - Челябинск, 1999.
  4. Поддьяков, Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград, 1994.
  5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография / Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.
  6. Самарин Ю.А. Творчество.//Педагогическая энциклопедия.- М., 1969.- т.4.
 
Кредит наличными в ЕкатеринбургеКредит наличными в Тюмене
bottom

Продвижение
сайта