top

Обратная связь



S.15 0067

 

«Педагогический анализ, как функция, старшего воспитателя в ДОУ»

 

Кудинова Оксана Петровна,

заведующий МКДОУ № 13 «Теремок»

Хлюстова Галина Алексеевна,

старший воспитатель МКДОУ № 13

 

Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями Закона «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования. Определяя основные цели развития своего ДОУ, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует педагогический процесс, а значит постоянно сверяет полученные результаты с запланированными, что требует принятия оперативных решений по ситуации, то есть по конкретным результатам. Это выполняет педагогический анализ, как функция старшего воспитателя в дошкольном учреждении, который обеспечивает системное изучение деятельности «субъектов» образовательного процесса в специально организованной среде, во взаимодействии с социальным окружением, с выявлением причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы и выработку рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса.

Приоритетной целью деятельности старшего воспитателя является повышение рейтинга образовательного учреждения, на основе анализа внутренней информации, и поиска путей устранения недостатков, с использованием интерактивных видов отчётности:

  • презентации
  • мастер-класс
  • проектные мероприятия с детьми-педагогами-родителями
  • педсоветы в интерактивной форме
  • инновационные площадки,

а также применением эффективного и интересного подведения итогов всего дошкольного учреждения и каждого педагога в отдельности, демонстрацией различных форм воспитательно-образовательной работы и её результатов, умением связать в единое целое и отразить в анализе, что было реализовано в учебном году, наглядно показать титанический труд коллектива, работу с детьми, родителями и педагогами, использовать алгоритм, предназначенный для педагогов, детей и родителей при составлении и реализации проектов.

Управленческий цикл включает в себя системное изучение деятельности субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) с определением целей, анализа достигнутого, систематизацию и хранение информации о развитии учреждения, на основе поставленных задач.

Одним из основных направлений, которое обеспечивает эффективность и совершенствование образовательного пространства учреждения, является создание психологического климата в коллективе: умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть конфликты и их предотвращать, обучать педагогов самоанализу, создавать благоприятный морально – психологический климат в коллективе, с учётом цикличности управленческих функций и координации деятельности старшего воспитателя, что отражает слаженность работы администрации, выработку стиля общения, обучение педагогов аналитической деятельности с введением интерактивных форм. Цель такой работы – координация деятельности старшего воспитателя т.е

  • слаженная работа с заведующим для предъявления единых требований к педагогическому коллективу.
  • контакт с педагогами, выработка стиля общения с учётом психологического климата коллектива.
  • обучение педагогов аналитической деятельности.
  • определение задач (особенности управления ДОУ, место информационных технологий в управлении ДОУ, выделение основных направлений деятельности, выработка системы работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов).
  • стратегическое планирование развития инновационной деятельности.
  • моделирование предметно-развивающей среды.
  • планирование целостного педагогического процесса.
  • комплексно-тематический принцип планирования.
  • научно-методическое сопровождение педагогического процесса
  • взаимодействие с семьёй.
  • подготовка педагогических кадров к повышению профмастерства.

Направление модернизации муниципальной системы дошкольного образования включает:

• удовлетворённость населения качеством дошкольного образования;

• обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:

-    экономия затрат труда;

-    повышение информативности о состоянии управленческой системы;

-    оперативность принятия управленческих решений;

-    адекватность и продуктивность управленческих решений;

-    оптимизация и автоматизация информационных процессов;

-    повышение интеллектуального потенциала,

всё это отвечает современным требованиям к образовательному процессу и развитию инновационных аспектов, через систему стимулирующих выплат из фонда оплаты труда, с привлечением педагогов к разработке инициативных проектов «Детский сад - семья», активизации творческого потенциала и  педагогической интуиции.

Разработанная Программа развития дошкольного учреждения, выступает в качестве перспективного плана, определяет этапы работы в режиме развития. Система управленческих действий, заложенных в программе, затрагивает всех участников педагогического процесса. (Приложение 1)

Здесь происходит преобразование дошкольного учреждения в «открытую» социально-педагогическую систему, создание единого развивающего пространства, направленного на формирование ребёнка, как личности, готовой к жизни в постоянно  меняющемся окружающем мире, достижение высоких показателей развития, переход в качественно новое состояние. Программа развития на данном этапе приводит к повышению компетентности воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса, разработке индивидуальных маршрутов развития детей, учёту личностно-ориентированной модели, демонстрации профессионального уровня педагогов и воспитанников в городе, крае, России.

Условиями функционирования пространств ДОУ являются следующие показатели: человеческий фактор, предметно - развивающая среда, социальное партнёрство ДОУ и семьи, с учётом фиксации исходного состояния учреждения, оценки результатов деятельности: реальное-идеальное-достижимое. (Приложение 2)

Виды педагогического анализа оказывают влияние на развитие образовательного процесса, учитывают выполнение плана- задания к педсовету, с определением направления работы педагогов, формы подготовки к нему, с учётом «ранжирования» и категорийности, а также выход на творческий результат поиска для всех субъектов образовательного процесса. Ими являются:

  • Оперативный: ежедневный анализ, вскрытие причин и отклонений от заданных нормативов, получение выводов, позволяющих оказывать влияние на развитие воспитательно-образовательной работы
  • Тематический: анализ хода реализации одной из образовательных областей по теме педсовета, с учётом плана задания
  • Итоговый (за квартал, полугодие, год)
  • Варианты анализа итогов работы: фундоментальный (самоанализ деятельности по всем направлениям); самоанализ деятельности по всем направлениям; творческий: результаты поиска коллектива.

Алгоритм педагогического анализа определяет подбор методов в соответствии с темой педсовета и итогами проверки на совещании при заведующем, с выявлением недостатков и вскрытием причин. Используемые методы педагогического анализа представляют собой «открытую» систему действий старшего воспитателя для изучения хода педагогического процесса и определения созданных условий в ДОУ. В него входит: анализ предметно-пространственной среды, планирования, анализ детских работ, результатов мониторинга, педагогических наблюдений и бесед с детьми, собеседования с педагогом и просмотр его деятельности.

Критериями оценки мероприятий, проводимых с детьми, является адекватная профессиональная компетентность педагога, с эффективным использованием задач и выходом на объективность и адекватность самоанализа, самооценки мероприятий с детьми в дошкольном учреждении.

Педагогический анализ даёт объективную оценку положительных и отрицательных явлений в педагогическом процессе. Преимущества некоторых видов контроля зависит от уровня квалификации педагогов и способности их к самообразованию. (Приложение 3)

Основные виды контроля в ДОУ:

-оперативный ежедневный контроль, с получением выводов;

- тематический – по теме педсовета, с анализом одного из направлений и включением анализа от создания условий - до уровня усвоения знаний детьми, а также выявлением потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи по данному вопросу. Тематический вид контроля определяется планом-заданием, с оформлением аналитической справки и рекомендациями перевода вопроса в более качественное состояние;

- итоговый – анализирует итоги работы за длительный период, квартал, полугодие, год.

Объективной оценкой деятельности заведующего и старшего воспитателя является контроль, который направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса, а педагогический анализ своевременно вскрывает резервы, обнаруживает причины недостатков, определяет возможности для их устранения. Если контроль заведующего констатирует, сопоставляет уровень педагогического процесса с нормативными требованиями, проводит сбор, систематизацию и хранение информации о ходе воспитательно-образовательной работы, носит побудительный характер, отвечает на вопросы, «что и как», то педагогический анализ не является функцией управления. Он вскрывает причины, определяет влияние отдельных недостатков на общий результат, выявляет возможности для дальнейшего совершенствования педагогического процесса, отвечает на вопросы, «почему это?» происходит и какими путями развивать дальнейший профессиональный уровень педагогов. Педагогический анализ не требует жёсткой регламентации нормативными документами и принятия управленческих решений.

Основные функции педагогического анализа - выявление скрытых резервов, условий реализации выбранных методик и технологий, помощь в овладении педагогами разными формами обобщения своего педагогического опыта, творческое развитие личности и овладение профессиональной самодиагностикой.

Анализ анкеты о деятельности педагогов выявляет рост и стремление педагогического коллектива к инновациям, но не всегда заметен рост профмастерства. Самообразовательный уровень 37 % педагогов желает лучшего, 87% педагогов отметили, необходимость создание единой предметно-пространственной среды, которая обеспечит индивидуальную траекторию развития ребёнка на более высокий уровень.

По итогам педагогического анализа в ДОУ основными недостатками деятельности педагогов  являются: наличие педагогически неоправданного времени, занижение программных требований, допущение инертности, отсутствие должной образовательной среды, нечёткое выполнение индивидуально-дифференцированного подхода, низкая речевая активность,

невысокий уровень самообразования, низкая оперативность в работе, непродуманное планирование, нечёткое выполнение требований адаптационного периода и неумение проводить самоанализ.

Педагогический анализ это - системное изучение деятельности «субъектов» образовательного процесса, в специально организованной среде, во взаимодействии с социальным окружением дошкольного учреждения, что способствует эффективному взаимодействию с социальными партнёрами и обеспечивает конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. (Приложение 4)

Одним из направлений деятельности старшего воспитателя является информационно-аналитическая функция по изучению социального заказа родителей, с учётом типов семей и необходимости дифференцированного подхода, с выработкой условий, способствующих достижению оптимальных результатов, совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. (Приложение 5)

Целью качественно нового взаимодействия с семьёй, является воспитание социально - адаптивного и нравственно - духовного ребёнка. В связи с чем, для обеспечения такого взаимодействия, в работу с родителями введены блоки диагностический и рекламный. (Приложение 6)

Результатом явилось повышение роли родителей в организации развивающей среды, планирования образовательного процесса и участия в оценке результативности.

Педагогический анализ показал что, основными недостатками в работе с родителями являются отсутствие системы в информационной работе, некачественный подход в проведении мероприятий, низкий уровень работы с Сайтом, непривлечение родителей к работе в социуме. (Приложение 7)

Наличие информационной базы, обеспечивающей процесс управления, мониторинги, информационно- аналитическая деятельность, а также другие способы сбора информации, напрямую связаны с результативностью и достижениями дошкольного учреждения.

Основной формой педагогических контактов в коллективе, средством профилактики конфликтов и активности каждого участника педагогического процесса является педсовет. Инновационным аспектом его проведения служит подготовка к нему с учётом «ранжирования» и определением нагрузки на каждого педагога в соответствии с квалификационным уровнем. С целью реализации задач по совершенствованию самообразовательного уровня итоговый педсовет был проведён с использованием самоанализа деятельности.

Наряду с интересной работой и достижениями в педагогическом сообществе отмечен ряд недостатков аналитической деятельности в проведении педагогического анализа старшим воспитателем:

  • не всегда в полной мере готовы к педагогическому анализу;
  • нет чётких границ анализа и контроля;
  • не всегда разработана программа действий к педсовету, с определением нагрузки на каждого «субъекта» образовательного процесса в связи с уровневой подготовкой педагогов
  • Нет системности в анализе и установлении причинно-следственных связей между фактами и наблюдаемыми явлениями.

Успешное проведение педагогического анализа в ДОУ является системой совершенствования педагогического процесса и повышения качества образовательного процесса.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  1. 2. ФГОС дошкольного образования
  2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2005.
  3. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении Голицина Н.С. изд. Скрипторий 2003 Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001.
  4. Скоролупова О.А. «Контроль воспитательно оздоровительного процесса в ДОУ», М: «Издательство СКРИПТОРИТ 2003», 200 – 160с.
  5. Колодяжная Т.П. «Управление современных дошкольных образовательных учреждений: Практическое пособие. Часть 1» М.:УЦ Перспектива, 2008-160с.
  6. Литвинова Р.М. «Интерактивные формы работы  с кадрами» сборник 1- Ставрополь: Литера, 2008 – 180с.
 
Кредит наличными в ЕкатеринбургеКредит наличными в Тюмене
bottom

Продвижение
сайта